30 июня 2014

Конкурс «Человек на Земле»

Коллаж Суворовой Е.


«Человек на Земле»
X Всероссийский конкурс учебно-исследовательских
экологических проектов
2014–2015 г.г.
ПОЛОЖЕНИЕ



 
01. Цель, задачи, ожидаемый результат
Цель:
Конкурс проводится с целью формирования экологической культуры – важной составной части культуры XXI века, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой.
Задачи
Важнейшими задачами конкурса являются:
– приобщение школьников и дошкольников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека;
– формирование навыков исследовательской деятельности учащихся;
– поддержка детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования;
– развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.
Ожидаемый результат
Участники конкурса приобретают навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать экологические проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Они становятся активными распространителями экологических знаний  среди школьников и всего населения. Привлечение подростков к решению общегосударственных проблем способствует формированию деятельных, думающих личностей, граждан, понимающих свою ответственность за сохранение жизни на Земле.
 
02. Участники конкурса
К участию приглашаются детские экологические коллективы, созданные в школах, средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, при вузах, научных центрах, природных и историко-культурных охраняемых территориях и других организациях. Приветствуются семейные коллективы.
 
 
03. НОМИНАЦИИ КОНКУРСА
 
Номинация № 1. «Экологические проблемы родного края»
В этой номинации можно представлять проекты по изучению природных сообществ, их состояния, развития, изменений, связанных с действием человека, в том числе работы по изучению взаимосвязей с природными сообществами отдельных видов или систематических групп живых организмов, по исследованию экосистем поселений человека (больших и малых городов, поселков и деревень).  Рекомендации по тематике  возможных исследований в номинациях № 1  изложены в Приложении №1
 
 
Номинация № 2.
«Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем»
 
Эта номинация объединяет проекты, связанные с исследованием важнейших для выживания человечества проблем, обусловленных ростом численности населения, увеличивающимся давлением промышленности на природные системы, проблем изменения климата, дефицита природных ресурсов, сохранения биоразнообразия на планете, всеобщего загрязнения и т.п.
Важно помнить, что экологические проблемы накапливаются и решаются на местном уровне. Но эти решения должны приниматься с учетом глобального фона, цикличности природных явлений и эволюционных процессов. Не случайно лозунгом ЮНЕП стал девиз «Думай глобально, решай локально». Рекомендации по тематике  возможных исследований в номинациях  № 2 изложены в Приложении №2
 
Номинация № 3
«Этнографические исследования»
Сохранить гармонию человека с природой может только сообщество высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей. Формированию такого сообщества может помочь обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями. Изучение этих традиций – удел этнографии. Возможные тематические направления проектов в номинации №3  изложены в Приложении № 3
 
Номинация № 4
«Первые шаги в экологии»
 
В этой номинации могут участвовать дети в возрасте не старше 10 лет. Приветствуется участие семейных коллективов.  Рекомендации по выбору тематики исследований и методике их выполнения приводятся в «Приложении № 4».
 
04. Критерии оценки проектов
Приоритет будет отдан проектам, направленным на изучение ближайшего природного окружения и решение местных экологических проблем, а также коллективным работам.
 
При оценке проектов будут учитываться:
соответствие проекта заявленной теме и выбранной номинации, глубина проработки проблемы;
комплексность, полнота и объем проведенного исследования;
обоснованность выбора использованных методов;
грамотное и логичное изложение результатов;
степень проработки исследований предшественников, учет полученных ими данных при обсуждении собственных результатов;
обоснованность выводов и рекомендаций;
степень творческого участия школьников в проведении исследования и в практических действиях.
Помните, что Ваши исследования не должны наносить ущерба природе!
 
05. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
 
Конкурс проходит в три этапа.
Первый  этап - региональный.           
В регионах, в которых проводится региональный этап, сроки подачи проектов   на региональный этап определяются соответствующими региональными комиссиями.
Второй этап (заочный)  - всероссийский.
Срок подачи проектов на всероссийский этап, как по итогам регионального этапа, так и непосредственно в конкурсную комиссию всероссийского этапа  до 1 ноября 2014 г.
Итоги второго (заочного) этапа конкурса  будут подведены в марте 2015 года и опубликованы на сайте Партнерства www.ChemEco.ru
Победители второго (заочного) этапа конкурса награждаются  Дипломами «Хранители Земли» семи ступеней. Дипломами VII (высшей) ступени награждаются авторские коллективы, проекты которых получили самую высокую оценку жюри.  Дипломами учредителей конкурса  будут награждаться руководители коллективов из числа работ, отмеченных Дипломами высших (VI и VII) ступеней, а также отдельные, наиболее активные школьники.
Третий этап – школа-конференция  будет проводиться в июле 2015 г.
На школу-конференцию будут приглашаться  представители авторского коллектива из числа победителей заочного тура конкурса вместе  с руководителем. Программа школы-конференции предусматривает представление и защиту проектов в форме докладов, лекции, практические занятия, экскурсии.
 
06. КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
 
Желающие принять участие в конкурсе должны до  1 ноября 2014 г предоставить свои проекты Координатору конкурса  в Талицком районе  ФГБУ «НП «Припышминские боры».
1. В электронном виде на адрес: nppbor@mail.ru с  прикрепленными   файлами.
2. В бумажном варианте на адрес: 623640 Свердловская область г.Талица ул. Степная  1 «А» абонентский ящик  43.

07. ТРЕБОВАНИЯ К оформлению отчета 
 
Отчет о проведенных исследованиях  должен содержать:
Титульный лист, на котором должно быть написано:
Номинация, по которой выполнялся проект.
Название проекта.
Название авторского коллектива (имя, фамилия автора, если работа индивидуальная)
Класс, в котором учатся  авторы проекта, школа
Организация, при которой работает экологический коллектив и выполнялся проект.
Ф.И.О. руководителей.
Место проведения исследования и сроки выполнения проекта.
Оглавление, перечисляющее разделы отчета с указанием страниц.
Страницы отчета должны быть пронумерованы.
Справка о деятельности коллектива. В справке следует  указать  время создания коллектива, а также список его  членов. Если  можно выделить особо отличившихся участников, напишите, в чем их заслуга. Обязательно  приложите фотографии авторов работы – как индивидуальные фото, так и группы (если работа коллективная),  также  фотоснимки в процессе выполнения проекта.
Введение. В этом разделе следует сформулировать цель исследования, объяснить, на решение какой проблемы оно направлено, обосновать важность этой проблемы для общества в целом, ее особенности для вашего региона. Почему это важно  лично для вас.
Объект исследования. Постарайтесь дать достаточно полное описание объекта, включив в него все характеристики, имеющие значение для проведенного исследования. Картографический материал должен иметь заглавие, масштаб, легенду.
Методы исследования. Укажите, какие методики были использованы. При использовании стандартных методик достаточно сделать ссылку на их авторов и литературный источник. Если использованы оригинальные методики, их описания должны быть достаточно подробными, чтобы можно было понять всю последовательность  действий.
Результаты исследований. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах. Отчет обязательно должен содержать исходные полученные данные, а не только результаты их обработки.
Проект должен включать работы, выполненные в 2014 г. Если отчет об исследованиях объединяет результаты, полученные на протяжении нескольких лет, необходимо выделить в нем (например, как отдельную главу) результаты 2014 г.
На основании полученных результатов оцените экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Попытайтесь также дать прогноз изменения этого состояния при сохранении существующей ситуации.
Программа действий. Предложите программу практических действий по оздоровлению или сохранению изучаемого объекта, опираясь, на результаты проведенных исследований. В программу могут входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе – перечень дел, которые планируют выполнить сами школьники. Отдельно напишите, в каких природоохранных мероприятиях уже участвовали авторы.
Выводы. Сформулируйте выводы  в виде перечня. Просьба к авторам проекта написать в произвольной форме, что лично им дало участие в процессе выполнения данного проекта. Какие приобрели знания, навыки, привычки, изменилось ли их мировоззрение и др.
Список использованной литературы. Список использованной литературы составляется в соответствии с правилами, принятыми для научных публикаций, при этом обязательны ссылки на перечисляемые источники в тексте работы
Текст отчета, включая схемы, таблицы, графики, рисунки и фотографии, не должен превышать более 30  машинописных страниц.
 
 
10. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Возможные тематические направления проектов в номинации № 1:
– Анализ влияния экологической обстановки на качество жизни и здоровье населения; пути оздоровления экологической ситуации в городе. Изучение качества воздуха, воды, почвы, организация мониторинга экологического состояния среды города, составление экологического паспорта района (микрорайона), школы, квартиры.
– Растения в городе.
– Проблемы содержания домашних животных в городе.
– Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе.
– Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды.
– Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений.
– Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО?
– Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии.
– Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села.
– Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований.
 
Приложение №2.
 
Возможные тематические направления проектов в номинации №2:
 
– Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем.
– Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности.
– Восстановление, поддержание и улучшение состояния водных экосистем; улучшение качества природной и питьевой воды.
– Сохранение лесов как уникальных экосистем, рациональное использование лесных богатств.
– Биоразнообразие как критерий состояния экосистем.
– Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями.
– Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.
– Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями.
– Роль различных растений и животных в «пионерных» сообществах и процессах восстановления естественного состояния экосистем.
– Животные и растения, переселенные человеком на новые территории, особенности их адаптации к новым условиям обитания.
– Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективной защиты.
– Организмы-биоиндикаторы состояния экосистем.

 
Приложение №3.
 
Возможные тематические направления проектов в номинации № 3
 
– Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация с учётом природных условий (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.
– Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.
– Занятия населения:
сельскохозяйственные работы, их организация и распределение, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;
присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;
домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;
народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, характер и смысл мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.
– Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.
– Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.
– Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.
– Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.
– Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.
–  Историко-культурные заповедники. Ландшафты и связанные с ними исторические события, традиции и природопользование местного населении,  жизнь и творчество знаменитых личностей.
При выполнении проектов важно не ограничиваться сбором и анализом литературных данных, предусмотреть общение со старожилами, непосредственное знакомство с изделиями народного творчества.
 
Приложение №4
Рекомендации
по выбору тематики исследований и методике выполнения проектов семейными коллективами с участием детей до 10 лет
 
Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он приобрел в дошкольном и младшем школьном возрасте личный опыт постижения законов природы. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры могут сами выступить в роли наставников для младших детей и помочь им принять участие в исследовательских проектах, подходящих для их возраста, способностей и интересов.
Дома, на прогулке, на летнем отдыхе можно обратить внимание детей, что жизнь мира природы подчиняется своим законам.
Наиболее удачно основные законы природы были сформулированы в виде афоризмов американским биологом и экологом Б. Коммонером:
Всё связано со всем
Всё должно куда-то деваться
Природа знает лучше
Ничто не даётся даром
Семейные коллективы могут представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации. Например:
Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (емкости из-под кока-колы с обрезанным верхом) заполнить почвой, взятой с исследуемых участков (например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия. Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать (сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.
То же самое сделать, оценив прорастание семян кресс-салата.
Оценить здоровье окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте «Ученые – детям»).
Исследовать степень заселенности почвы мелкими обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых  на разных участках доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д., перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту 10 см дно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем (обрезанном) сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.
Также можно представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по таким тематическим направлениям:
«Живая аптека». Изучить, где на доступной для ребенка территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) растут лекарственные растения. Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части растений можно использовать и от каких болезней. Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ, алоэ, красулу толстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).
«А у нас во дворе». Во дворе есть природные объекты: деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Интересно выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя – птиц можно привлечь птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак?
«Вода в доме». Изучить вместе с ребенком места в доме, где нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для использования. На какие домашние нужды используется вода? На что ее тратится больше всего и откуда берется вода в доме? Как дома следить за чистотой воды? Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором) водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например, через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде отчета с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.
«Малыши и взрослые». Организовать наблюдение за развитием мальков в аквариуме, котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать, зарисовать, сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как и когда малыши становятся похожими на родителей?
«Запасы». Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей  домашних запасов и способы борьбы с ними. Описать судьбу испорченных запасов.
«Идем по плану». Составить вместе с ребенком план квартиры, а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку, поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В детском саду или школе? В микрорайоне?
«Упаковки». Собрать вместе с ребенком коллекцию разных упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе, как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.
 
 
Яндекс.Метрика
© 2011-2015 Национальный парк «ПРИПЫШМИНСКИЕ БОРЫ»